КОНТРАФАКТ ИЛИ ФАЛЬСИФИКАЦИЯ?

Наряду с продажей товаров ненадлежащего качества, ненадлежащим качеством выполнения работ, большую проблему в сфере обеспечения качества и безопасности товаров (работ, услуг) представляет собой фальсификация и контрафакт продукции. Несмотря  на пристальное внимание к данной проблеме органов государственной власти, представителей бизнеса, СМИ и самих потребителей, ситуация с контрафактной продукцией не улучшается. Основными причинами распространеня контрафактной продукции выступают:

  • несовершенство законодательной базы,
  • «размытый» механизм государственного регулирования потребительского рынка,
  • несовершенство правоприменительной системы в части выявления и изъятия контрафакта,
  • коррупция,
  • и, наконец, привлекательность самой контрафактной продукции для значительного числа потребителей из-за более низкой стоимости.

Законодательно понятие контрафактной продукции впервые было дано в ст. 4 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров": "Товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными". Вместе с тем в настоящее время в средствах массовой информации и в обыденном сознании населения термин "контрафактный" употребляется наравне с понятиями "фальсифицированный", "поддельный", "некачественный" и ассоциируется с чем-то дефектным, не отвечающим надлежащим потребительским свойствам. Это неверно.
Смысл слов "контрафактный", "фальсифицированный" и "некачественный" абсолютно разный, но нельзя не отметить, что контрафактная продукция всегда одновременно будет и фальсифицированной, а фальсифицированная продукция может не быть контрафактной.
Контрафактным признается как ненадлежащего качества, так и высококлассный с точки зрения качества продукт, отвечающий всем потребительским свойствам и требованиям, обычно предъявляемым к соответствующему виду продуктов, но изготовленный либо использованный с нарушением исключительных прав правообладателей. Контрафакт представляет собой новый продукт, созданный на базе существующего, в его основе - нарушение интеллектуальных прав, в частности использование чужого логотипа или похожего настолько, что их легко перепутать; подделка внешнего вида товара, дизайнерских решений.
Фальсифицированным (поддельным) товар называется при выдаче за настоящий, но по качественным показателям таковым не являющийся (разбавленный бензин, лекарственное средство, не соответствующее химическим свойствам, заявленным в аннотации к данному препарату, и т.д.). Это также разновидность недобросовестной конкуренции, но уже в виде введения потребителя в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств и качеств товара.
Некачественный товар - товар, утративший потребительские качества в силу истечения сроков годности, выявление производственного дефекта, несоблюдения условий хранения или транспортировки, товар, который совсем либо без соответствующей переработки не может быть использован по назначению.

В настоящее время Республиканское общество защиты прав потребителей инициирует процесс по привлечению отдельных продавцов известной торговой марки к ответственности за реализацию контрафактной продукции. Готовятся обращения в надзорные органы, а также в суд для создания прецедента и формирования надежного способа защиты от контрафакта в дальнейшем. Основание подобных обращений – заключение самого правообладателя - одного из самых известных в мире торгового знака о наличии признаков контрафактной продукции в представленных к исследованию товарах.