КАК ОБРАТИТЬСЯ С ЖАЛОБОЙ В РОСПОТРЕБНАДЗОР (изменения в законодательстве от 01.01.2017)

С 01 января 2017 года порядок обращения потребителя с жалобой в Роспотребнадзор изменился.

Теперь перед обращением в Роспотребнадзор нужно сначала обратиться с письменной претензией продавцу/исполнителю, т.е. к нарушителю прав.

Это нововведение связано с внесением изменений в Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Согласно ст. 2 указанного закона основанием для проведения внеплановой проверки является:
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены).

Обязательное предъявление претензии продавцу/исполнителю и т.п. не распространяется на случаи поступления в Роспотребнадзор обращений и заявлений граждан о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан или причинения такого вреда, т.е. когда в обращении указывается на нарушения требований санитарного законодательства (СанПиНов и др.) и законодательства о техническом регулировании.
В связи с этим, в случаях, когда гражданин приобрел не соответствующий требованиям безопасности товар, он вправе обращаться непосредственно в Роспотребнадзор. При поступлении таких обращений граждан Роспотребнадзором в установленном Законом порядке организуются мероприятия по контролю (Информация Роспотребнадзора 21.12.2016 г. "О порядке проведения проверок по обращениям граждан в Роспотребнадзор").

В связи с этими изменениями Роспотребнадзор размещал на своем сайте информацию от 07.12.2016 "О новых требованиях к обращениям потребителей как основанию для проведения внеплановой проверки", согласно которой для граждан, целью обращения которых в Роспотребнадзор (его территориальные органы) является постановка вопроса о проведении в отношении соответствующих юридических лиц и/или индивидуальных предпринимателей внеплановых проверок, организация и проведение которых регламентированы положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ, вышеназванными новеллами фактически вводится обязательный предварительный претензионный порядок обращения потребителя с соответствующими требованиями непосредственно к хозяйствующем субъекту.

Подобное нововведение не представляется разумным, поскольку Законом «О защите прав потребителей» не предусмотрен обязательный претензионный порядок (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей"). Внесение же изменений в законодательство, регламентирующее порядок проведения проверок, устанавливает обязательный претензионный порядок в случае обращения с жалобой в Роспотребнадзор. Не совсем ясно, к примеру, с каким требованием должен обратиться потребитель к нарушителю прав. Роспотребнадзор разъясняет - за восстановлением прав. Однако нарушения прав потребителй могут быть разными, от недоведения информации на вывеске о режиме работы, до отказа в возврате денег за товар ненадлежащего качества.

Разберем 2 этих примера.

1. Статья 9 Закона "О защите прав потребителей" устанавливает требование для продавца указывать свое наименование, место нахождения и режим работы на вывеске. Отсутствие такой информации является нарушением прав потребителя на информацию о продавце и влечет ответственность в виде наложения административного штрафа. Если такая информация отсутствует право потребителя на информацио нарушается, но при этом применительно к приобретенному у этого продавца товару это не будет иметь никаких последствий. То есть в виду отсутствия информации о режиме работы потребитель не сможет отказаться, к примеру, от приобретенного товара. С каким же требованием обращаться потребителю к продавцу? О доведении информации о режиме работы на вывеске? Хорошо, укажем. Однако действующим законодательством не установлен срок для рассмотрения подобных требований о защите или восстановлении своего нарушенного права.

Поэтому остается неясным через какое время после того, как подобная претензия была вручена продавцу, следует обращаться с жалобой в Роспотребнадзор.

2. Если же мы предъявили требование о возврате денег за товар ненадлежащего качества и продавец нам отказал в возврате денег, мы можем обратиться с жалобой в Роспотребнадзор. Ведь все верно: нарушено право потребителя на качество товара, в удовлетворении его требования о возврате денег продавацом отказано. Но в таких случаях Роспотребнадзор выдает под копирку одни и те же ответы - "в связи с тем, что ваш спор носит имущественных характер, разъясняем ваше право на обращение в суд".

Остается лишь гадать, а стоит ли вообще обращаться с жалобой в Роспотребнадзор?

Однако в ряде случаев это имеет смысл.

Во-первых, я ВСЕГДА  рекомендую обращаться с продавцу с письменной претензией, несмотря на то, что Законом "О защите прав потребителей" претензионный порядок не предусмотрен. Это нужно и для доказательства обстоятельства обращения к продавцу и как следствие получения оснований для взыскания неустойки и штрафа.

Во-вторых, если ваша уже предъявленная претензия отклонена продавцом, считается, что он вам отказал в восстановлении вашего нарушенного права и это является основанием для обращения в Роспотребнадзор.

В-третьих, факты, выявленные при внеплановой проверке Роспотребнадзором, могут послужить дополнительными доказательствами в суде.