01 мая 2022 года подписан Федеральный закон, которым вносятся изменения в Закон РФ «О защите прав потребителей».
Изменения затронули статью 16 Закона, в которой идет речь об условиях, ущемляющих права потребителей и которые являются недействительными.
В новой редакции статьи недействительность условий договора заменена на недопустимые условия договора и ничтожность.
Статья содержит перечень недопустимых условий договоров, заключаемых с потребителями при приобретении товаров или выполнении работ, оказании дополнительных услуг.
По сути, каких-либо значительных новшеств в Законе не появилось. Включение в статью недопустимых, ущемляющих права потребителей условий по факту является обобщением уже сложившейся практики и сведением ее в одну норму.
Отдельные правила, например, о недопущении ограничения права потребителя на свободный выбор подсудности или уменьшения законной неустойки и др., так или иначе уже были закреплены законом и «обкатались» судебной практикой.
К недопустимым условиям договора, ущемляющим права потребителя, относятся
Таким образом, видим, что данный перечень не исчерпывающий. Недопустимыми судами могут признаны и иные условия, которые противоречат правилами, установленными законами.
Какие интересные и полезные нововведения можно отметить
Запрещено отказывать в заключении договора о приобретении товаров или услуг, если потребитель отказывается от приобретения иных товаров или услуг.
Данная норма, но иначе сформулированная уже имелась, однако не действовала.
Нововведение направлено на окончательный запрет продавцу в навязывании потребителю дополнительных услуг. Однако, будет ли старая новая норма действовать на практике, неизвестно. Покупатель, который, например, обращается в автосалон для приобретения автомобиля, уже сейчас сталкивается с принуждением к заключению разного рода дополнительных услуг. При попытке отказаться от них в приобретении автомобиля отказывают. Поэтому отказываться приходится преимущественно в судебном порядке.
Продавцы, исполнители никогда и не указывали в бланках своих договоров на необходимость приобретения дополнительных услуг. Все эти обязательства оформляются отдельными документами - собственноручно подписываемым потребителем заявлением на заключение договора и самого договора. Думаю, что такой же тактики они будут придерживаться и после вступления в законную силу новой нормы.
Потребитель, обнаруживший в договоре, который он собирается заключить, условия, ущемляющие его права и являющиеся недопустимыми, может потребовать исключения этих условий (внести изменения в договор). Продавец не вправе отказать потребителю, правомерно указавшему на недопустимые условия, в заключении договора.
С этой целью потребителю желательно письменно обратиться к продавцу (исполнителю) и потребовать исключения из договора недопустимых условий.
Данное требование должно быть рассмотрено в течение 10 дней. Потребителю в обязательном порядке должен быть выдан письменный мотивированный ответ о результатах рассмотрения требования.
Потребитель вправе отказать в предоставлении своих персональных данных для заключения договора, если такой объем не предусмотрен Законом или не связан с исполнением договора.
Если потребителю отказывают в заключении договора без предоставления персональных данных, потребитель вправе потребовать информацию о правовых основаниях и конкретных причинах, определяющих невозможность заключения, изменения договора без предоставления персональных данных.
Если за объяснениями потребитель обращается письменно, ответ (в т.ч. по электронной почте) должен быть выдан в течение 7 дней.
Если требование о предоставлении информации выражено в устной форме, информация должны быть предоставлена незамедлительно.
Новые правила вступают в силу 01 сентября 2022 года. При этом они будут распространяться на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. То есть, если вы заключили договор, условия которого ущемляют ваши права, до 1 сентября 2022 года, новые нормы на такие правоотношения будут распространять свое действие.