Несмотря на законодательное закрепление запрета продажи дополнительных платных услуг без согласия потребителя на практике среди операторов сотовой связи такое встречается повсеместно. Речь идет не только о подключении дополнительных услуг за плату, но и об увеличении стоимости уже подключенного тарифа.

При этом Роспотребнадзор неоднократно разъяснял о возможности отказа от дополнительных услуг, если они были подключены без согласия потребителя и возврате денег.

Однако судебная практика не всегда бывает в пользу потребителя. Дело в том, что согласно Правилам оказания услуг телефонной связи оператор обязан уведомить потребителя об изменении тарифа не менее чем за 10 дней путем публикации информации на сайте оператора связи и дополнительно через СМС. При этом договор между абонентом и оператором, как правило, содержит условие о праве оператора связи в одностороннем порядке изменять тарифы, в том числе в сторону увеличения.

В связи с этим однозначной судебной практики по данным спорам не сложилось:

  • Суд может встать на сторону потребителя, сославшись на недопустимость одностороннего изменения условий договора (ст. 310 Гражданского кодекса РФ), право на возврат списанной денежной суммы при подключении услуги без согласия потребителя (ст. 16 Закона О защите прав потребителей). Также суды применяют норму о том, что молчание не является акцептом, то есть безоговорочным согласием с изменением условий договора.
  • Суд может встать на сторону оператора сотовой связи, руководствуясь условиями договора, подписанного сторонами, условиями или правилами оказания услуг связи, утвержденных операторами связи, содержащими право оператора на одностороннее изменение тарифа.

Именно поэтому Роспотребнадзор решил на законодательном уровне закрепить, что именно активное волеизъявление потребителя является главным при изменении условий договора. Так, например, чтобы подключить новую услугу или согласиться с изменением тарифа абонент должен будет отправить СМС, совершить вызов или отправить USSD-команду, то есть совершить активные действия.

Проект нового постановления тем более актуален, поскольку действующие правила оказания услуг связи подпадают под «регуляторную гильотину» и утрачивают силу с 1 сентября 2021 года.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 [0 Голоса (ов)]
БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и даете согласие на обработку персональных данных.

© 2023 Ксения Русинова, защита прав потребителей Карта сайта
Whatsapp
Viber
Телефон
Email
Задать вопрос юристу
Телефон
Viber