Потребитель (заказчик) заключил договор на изготовление кухонного гарнитура стоимостью 110 000 рублей. Внесена предоплата 42 240 рублей.
На следующий день решил отказаться от договора, заполнив форму обращения на сайте исполнителя.
От исполнителя пришло SMS-сообщение следующего содержания:
Однако, когда заказчик на следующий день явился в офис, в возврате денег было отказано. Потребитель обратился ко мне за помощью.
Изучение заключенного договора выявило целый ряд нарушений. Так, договор содержал большое количество условий, ущемляющих права потребителя:
- о размере неустойки в случае нарушения продавцом сроков изготовления мебели - 0,5 % от размера авансового платежа.
Между тем, Законом установлен размер неустойки в 3% от цены выполнения работ.
- о замене продавцом позиций в случае их несоответствия договору или наличия механических повреждений.
Данный пункт устанавливает, что в случае выявления недостатков работы исполнитель осуществляет замену бракованных частей. Однако законом предусмотрено, что право выбора требований, которые могут быть предъявлены исполнителю, принадлежит потребителю. Так, потребитель вправе требовать повторного выполнения работы, устранения недостатков, соразмерного уменьшения цены выполненной работы и тд.
Согласно ч. 1 ст. 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 2000 рублей; на юридических лиц - от 10000 до 20000 рублей.
Но самые значимые нарушения касались именно порядка расторжения договора. Статья 32 Закона "О защите прав потребителей" позволяет потребителю отказаться от работы в любое время при условии возмещения исполнителю фактически понесенных расходов, связанных с исполнением обязательства. Наш же исполнитель подошел к этому вопросу творчески:
Очередное обращение к исполнителю было по истечении 7 дней с момента заключения договора.
Ссылаясь на условия договора (п. 7.4.3.), исполнитель не только ОТКАЗАЛ в возврате денег, но и потребовал ДОПЛАТИТЬ.
Я подготовила потребителю претензию, которая помимо заявленного требования о возврате денег включала в себя:
- анализ заключенного договора;
- указание на факт расторжения договора на следующий день с момента его заключения, что подтверждается SMS-сообщением самого исполнителя;
- перечень выявленных нарушений, являющихся основанием для привлечения к административной ответственности;
- предупреждение об обращении с жалобой в Роспотребнадзор в случае отказа добровольно вернуть деньги.
После новогодних праздников, на первый рабочий день деньги должны были возвратить.
Между тем, исполнитель связался с заказчиком по телефону, уведомив о расторжении договора, однако о возврате денег не упомянул.
Заказчик настаивал на удовлетворении заявленного в претензии требования и снова пригрозил проверкой Роспотребнадзора. Через неделю деньги были возвращены в полном объеме.
ВЫВОД: условия заключенного договора могут не соответствовать нормам закона, а потому являются недействительными. Прежде чем, смириться с отказом, проконсультируйтесь с юристом - не исключено, что вас вводят в заблуждение!