Согласно последней редакции п. "в" ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" основанием для проведения внеплановой проверки является нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены).
ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?
Когда можно обращаться в Роспотребнадзор?
Обращение с жалобой в Роспотребнадзор возможно в следующих случаях:
- если перед направлением жалобы в Роспотребназдор Вы предъявили продавцу ПРЕТЕНЗИЮ;
- когда продавец отказался удовлетворять претензию;
- если в жалобе указывается на нарушение требований санитарного законодательства и законодательства о техническом регулировании.
Если же Вы приобрели товар, не соответствующий требованиям безопасности, мы можете обратиться в Роспотребнадзор без соблюдения претензионного порядка. При поступлении таких обращений Роспотребнадзором организуются мероприятия по контролю.
Таким образом, последними изменениями в названный Закон был фактически введен обязательный предварительный претензионный порядок обращения потребителя с претензией продавцу, в то время как Законом "О защите рпав потребителей" претензионный порядок не предусмотрен.
Не совсем ясно, к примеру, с каким требованием должен обратиться потребитель к нарушителю прав. Роспотребнадзор разъясняет - за восстановлением прав. Однако нарушения прав потребителй могут быть разными, от недоведения информации на вывеске о режиме работы, до отказа в возврате денег за товар ненадлежащего качества.
Разберем 2 этих примера.
1. Статья 9 Закона "О защите прав потребителей" устанавливает требование для продавца указывать свое наименование, место нахождения и режим работы на вывеске. Отсутствие такой информации является нарушением прав потребителя на информацию о продавце и влечет ответственность в виде наложения административного штрафа. Если такая информация отсутствует право потребителя на информацио нарушается, но при этом применительно к приобретенному у этого продавца товару это не будет иметь никаких последствий. То есть в виду отсутствия информации о режиме работы потребитель не сможет отказаться, к примеру, от приобретенного товара. С каким же требованием обращаться потребителю к продавцу? О доведении информации о режиме работы на вывеске? Хорошо, укажем. Однако действующим законодательством не установлен срок для рассмотрения подобных требований о защите или восстановлении своего нарушенного права.
Поэтому остается неясным через какое время после того, как подобная претензия была вручена продавцу, следует обращаться с жалобой в Роспотребнадзор.
2. Если же мы предъявили требование о возврате денег за товар ненадлежащего качества и продавец отказал в возврате денег, мы можем обратиться с жалобой в Роспотребнадзор. Ведь все верно: нарушено право потребителя на качество товара, в удовлетворении его требования о возврате денег продавацом отказано. Но в таких случаях Роспотребнадзор выдает под копирку одни и те же ответы - "в связи с тем, что ваш спор носит имущественных характер, разъясняем ваше право на обращение в суд".
Остается лишь гадать, а стоит ли вообще обращаться с жалобой в Роспотребнадзор?
Однако в ряде случаев это имеет смысл.
Во-первых, я ВСЕГДА рекомендую обращаться с продавцу с письменной претензией, несмотря на то, что Законом "О защите прав потребителей" претензионный порядок не предусмотрен. Это нужно для доказательства обстоятельства обращения к продавцу и для получения оснований для взыскания неустойки и штрафа.
Во-вторых, если продавец проигнорировал претензию, считается, что он отказал в восстановлении вашего нарушенного права, а это является основанием для обращения в Роспотребнадзор.
В-третьих, факты, выявленные при внеплановой проверке Роспотребнадзором, могут послужить дополнительными доказательствами в суде.
В-четвертых, запрос или проверка Роспотребнадзора явится дополнительным фактором, который может побудить продавца удовлетворить ваше требование.
Юрист по защите прав потребителей
Ксения Русинова