Зачастую продавцы и исполнители прибегают к недобросовестным способам продажи своих товаров или услуг. Примеров может быть масса: навязанная услуга страхования (вклада, жизни, здоровья, ответственности), навязанная слуга техпомощи на дорогах, медицинская, образовательная, поручительства, продажа дополнительных гарантий, иные услуги.
Чаще всего рядовой потребитель может с этим столкнуться, заключая кредитный договор. Как правило, такие навязываемые услуги являются основанием для получения какой-либо скидки. Например, приобретая услугу технической помощи на дорогах стоимостью 100 000 рублей, вы получаете скидку на автомобиль в размере указанной суммы. Если же Вы заранее хотите отказаться от подобной услуги, Вам отказывают в одобрении кредита.
Итак, что же делать, если вы уже заключили договор и, увидев, ненужные оплаченные навязанные услуги, хотите от них отказаться?

ВЫБИРАЕМ ПРАВИЛЬНО СПОСОБ ЗАЩИТЫ

Залогом удовлетворения вашего требования об отказе от навязанной услуги о возврате денег в претензионном порядке или в судебной перспективе будет выбор правильного способа защиты своего права. Все дело в заключенном договоре, подписанных Вами документах. Перед предъявлением претензии их нужно внимательно изучить. Не пытайтесь сами разобраться! Это не тот случай, когда Вы, например, хотите обменять не подошедший по размеру товар. Если Вы неверно заявите требование и сошлетесь не на ту статью Закона – Вы получите формальный отказ в удовлетворении Ваших требований! Доверье это дело сразу юристу! Так Вы минимизируете риск отказа, а в случае получения такового – обеспечите себе выигрыш дела в суде.

Спорные правоотношения регулируются следующими нормами права:

1. Предоставление надлежащей информации о товаре (работе, услуге).
Так, согласно ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

2. Ответственность за предоставление ненадлежащей информации.
Согласно ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей» если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

ВНИМАНИЕ!
Ссылаясь в претензии на предоставление ненадлежащей информации, потребитель, как правило, действует наобум. Последующее изучение документов позволяет сделать вывод о том, что вся необходимая информация была предоставлена потребителю в полном объеме и своевременно. Он просто подписал все документы не глядя.
Да, несомненно бывают случаи предоставления ненадлежащей информации (несвоевременно или не в полном объеме), но выявить эти случаи может только юрист.

3. Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя.
Согласно ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме. Продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы. Согласие потребителя на выполнение дополнительных работ, услуг за плату оформляется продавцом (исполнителем) в письменной форме, если иное не предусмотрено федеральным законом.

ВНИМАНИЕ!

Прочитав в статье 16 Закона о дополнительных навязанных услугах и о возможности отказаться от них, потребитель обращается с письменной претензией к исполнителю, ссылаясь на то, что его вынудили подписать те или иные документы, навязали услугу, которая ему не нужна. По существу – он прав, но юридически – нет. Потребитель лично подписал договор, в котором ему предоставляется та или иная услуга, лично подписал заявление на перевод денежных средств исполнителю услуг и т.п. Такова судебная практика.
На практике, действительно, встречаются случаи, когда удается доказать недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя. Но это под силу только юристу. Что же касается навязанных услуг, то доказать в суде, что Вам эту услугу навязали против Вашей воли крайне затруднительно. Все документы, подписанные Вами, будут говорить об обратном.

4. Право потребителя на отказ от выполнения работ (оказания услуг).
Согласно ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

На настоящий момент это самый действенный способ отказаться от навязанной услуги. Между тем стоит помнить, что в зависимости от заключенного договора действующим законодательством предусмотрены разные порядки и разные сроки отказа от услуги, а также разные размеры подлежащей возврату потребителю денежной суммы.
Многочисленная судебная практика сводится к одному выводу – важно правильно выбрать способ защиты уже на стадии предъявления претензии. Ссылка не на ту статью Закона приведет к формальному отказу в возврате денег за навязанную услугу.
Если Вы заключили договор и Вам навязали услугу, от которой вы хотите отказаться – незамедлительно обращайтесь ко мне, я помогу составить грамотную претензию и буду пошагово руководить Вашими действиями.