С 30 декабря 2021 года вступают в силу новые правила заключения договора потребительского кредита. Если ваш договор заключен с указанной даты, эта статья для вас. В ней мы ответим на вопросы:
- Как отказаться от дополнительной услуги, навязанной в кредит;
- В течение какого срока можно отказаться от дополнительной услуги;
- Как вернуть деньги;
- К кому обращаться;
- В какой срок вернут деньги.
ВАЖНО: речь в статье пойдет о дополнительных услугах. Если же вам навязали в кредит самостоятельную услугу, например, медицинскую, то перейдите по этой ссылке.
Как отказаться от навязанного кредита
Если вам навязали дополнительные услуги в кредит для начала проведите подготовительную работу:
- Проверьте наличие и подготовьте пакет следующих документов:
- Заявление о предоставлении потребительского кредита;
- Индивидуальные условия потребительского кредита;
- График платежей;
- Заявление о заключении договора на оказание дополнительной услуги (например, о присоединении к договору-оферте) с приложением к нему;
- Распоряжение (заявление) на перечисление денежных средств;
- Платежные поручения на перевод денежных средств (при наличии).
- Обратите внимание на заключаемый договор об оказании дополнительной услуги, наименование услуги и ее стоимость.
Примеры возможных договорных конструкций:
- Опционный договор;
- Лицензионный договор;
- Абонентский договор.
Если ваш договор относится к одному из вышеперечисленных, то рекомендую перейти по соответствующим ссылкам для ознакомления с порядком расторжения конкретного договора.
Примеры дополнительных услуг:
- Карта технической помощи на дороге;
- Эвакуаторы;
- Телемедицина;
- Юридические, консультационные, информационные услуги;
- Поручительство;
- Страхование;
- Погашение задолженности по кредиту, выкуп транспортного средства и пр.
Отказ от дополнительных услуг, навязанных в кредит: правила, порядок и сроки
Последними изменениями в федеральном законе «О потребительском кредите (займе)» четко прописан алгоритм действий заемщика, решившего отказаться от дополнительной услуги.
Так, установлен срок, в течение которого можно отказаться от дополнительной услуги, определен перечень лиц, к которым можно обратиться за возвратом денег, утвержден порядок расчета суммы, подлежащей возврату.
Отказ от навязанной в кредит дополнительной услуги начинается с обращения к исполнителю услуг.
Как вернуть деньги за навязанную услугу через исполнителя
ШАГ 1:
- Проверьте, не истек ли срок, установленный для отказа от дополнительной услуги.
Отказ от дополнительной услуги по кредиту возможен в течение 14 календарных дней со дня выражения согласия на ее оказание.
Днем выражения согласия будет считаться день подписания заявления на предоставление потребительского кредита и/или заявление о предоставлении дополнительной услуги.
ШАГ 2:
- Обратитесь к лицу, оказывающему дополнительную услугу (исполнителю), с письменным заявлением об отказе от услуги и возврате денежных средств.
ВАЖНО: Чем быстрее вы подадите заявление – тем лучше: денежные средства возвращаются за вычетом стоимости части услуги, фактически оказанной до дня получения лицом, оказывающим услугу, вашего заявления.
ШАГ 3:
- Выждите 7 рабочих дней - срок, необходимый лицу, оказывающему дополнительную услугу, для возврата денег.
ШАГ 4:
- Обратитесь в БАНК с заявлением о возврате денег за дополнительную услугу, если ваше требование не удовлетворено, следуя правилам, изложенным ниже.
Возврат денег за навязанные дополнительные услуги через банк
Предъявление требования о возврате денег за дополнительные услуги банку-кредитору имеет свои ОСОБЕННОСТИ.
- Заявление подается в банк в течение 6 месяцев, с соблюдением следующих требований:
- не ранее чем по истечении 30 календарных дней со дня обращения с заявлением об отказе от услуги к лицу ее оказывающему (то есть с 31 календарного дня),
- не позднее 180 календарных дней со дня обращения с заявлением об отказе.
- В заявлении необходимо отразить следующую информацию:
- наименование дополнительной услуги, ее исполнителя и стоимость;
- дату обращения с заявлением об отказе от услуги к ее исполнителю.
Во избежание волокиты и злоупотреблений со стороны кредитной организации к заявлению приложите копии следующих документов:
- заявление на оказание дополнительной услуги (или заявление на предоставление потребительского кредита);
- документы, подтверждающие оплату дополнительных услуг (распоряжение, платежные поручения, квитанции);
- заявление об отказе от дополнительной услуги, направленное исполнителю;
- квитанцию (при наличии, опись вложения в письмо) об отправке заявления исполнителю доп.услуги.
- Банк возвращает деньги в течение 7 рабочих дней со дня получения требования.
Банк может отказать в удовлетворении требования о возврате денег за дополнительные услуги в следующих случаях:
- Если оплата за дополнительные услуги не проводилась;
- Если имеется информация о возврате денег исполнителем услуги;
- Если услуга была оказана исполнителем в полном объеме до даты получения им заявления о возврате денег;
- Если требование о возврате денег было предъявлено исполнителю услуги по истечении 14 календарных дней;
- Если нарушены сроки для обращения заемщика в банк с требованием о возврате денежных средств (не ранее чем по истечении тридцати календарных дней, но не позднее ста восьмидесяти календарных дней со дня обращения с заявлением об отказе от такой услуги.
Если Вам необходима помощь в расторжении договора, обращайтесь ко мне.
Юрист по защите прав потребителей
Ксения Русинова