Вопрос: сдал на гарантийный ремонт смартфон, заявил требование на предоставление на период ремонта аналогичный смартфон. Сервисный центр выдал простой мобильный телефон, не обладающий теми же характеристиками. Могу ли я взыскать неустойку за отказ в предоставлении аналогичного смартфона на период гарантийного ремонта?

Ответ: согласно п. 2 ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей» в отношении товара длительного пользования изготовитель, продавец либо уполномоченная организация или ИП обязаны при предъявлении потребителем требования о замене товара обязан безвозмездно в трехдневный срок предоставить потребителю на период ремонта товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив доставку за свой счет.

Таким образом, законодатель указывает на необходимость соответствия подменного смартфона, тем же основным потребительским свойствам, что и сдаваемый в ремонт.

На практике обычно возникают следующие случаи:

  • На период ремонта смартфона предоставлен смартфон с более низкими характеристиками;
  • На период гарантийного ремонта в качестве подменного предоставлен кнопочный сотовый телефон.

Что такое основные потребительские свойства товара

Действующее законодательство не дает определения основным потребительским свойствам товара. Поэтому руководствоваться приходится судебной практикой.

Однако стоит отметить, что и у судов единого подхода в отношении того, какими свойствами должен обладать подменный товар на период ремонта, тоже нет.

Вместе с тем анализ судебной практики позволяет сделать следующие выводы.

Основные потребительские свойства смартфона

Практически все суды относят к основным потребительским свойствам смартфонов следующие характеристики:

  • Возможность осуществления входящих и исходящих вызовов (телефонной связи);
  • Возможность отправки сообщений.

ВЫВОДЫ судебной практики:

  • подменный товар должен обладать этими же основными потребительскими свойствами, а не аналогичными;
  • технические характеристики подменного смартфона могут быть иными.

Далее мнения расходятся:

  • Часть судей считает, что основным потребительским свойством данных устройств осуществление телефонной связи, остальные же функции, приближающие устройство к персональному компьютеру, являются дополнительными.
  • Другие считают, что приобретенный потребителем аппарат является не сотовым телефоном, а смартфоном, который отличает от сотового телефона ряд существенных признаков, в том числе GPRS, навигатор, наличие функций MMS. Современные мобильные телефоны не ограничены функцией переговоров, а дают так же возможность для работы, выхода в интернет, и обладают другими свойствами.

В практике встречаются решения судей, как считающих, что потребителю должен быть представлен на период ремонта именно смартфон, так и считающих достаточным предоставление обыкновенного сотового телефона. Вот примеры таких решений:

Допустима выдача подменного смартфона с более низкими характеристиками

  • Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 24.04.2020 № 88-9366/2020;
  • Решение Тракторозаводского районного суда города Волгограда от 29 октября 2018 г. по делу № 2-2201/2018;
  • Решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 января 2017 г. по делу № 2-101/2017;
  • Решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 13 июня 2019 г. по делу № 2-3561/2019.

На время гарантийного ремонта смартфона в качестве подменного может быть выдан мобильный телефон

  • Постановление президиума Сахалинского областного суда от 17 июня 2016 г. по делу № 44Г-11/2016;
  • Решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 4 марта 2015 г. по делу № 2-1035(1)/2015.

ВЫВОДЫ:

По функциональным возможностям переданный в ремонт товар является смартфоном (коммуникатором), то есть сотовым телефоном с функциями карманного персонального компьютера. При этом основная функция данных устройств - осуществление телефонной связи, остальные же функции, приближающие устройство к персональному компьютеру, являются дополнительными.

На период гарантийного ремонта смартфона должен быть предоставлен смартфон, а не мобильный телефон

  • Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 22 августа 2013 г. по делу № 33-6715/2013;
  • Определение Ханкайского районного суда Приморского края от 6 мая 2016 г. по делу № 11-4/2016;
  • Решение Октябрьского районного суда города Новосибирска от 29 мая 2013 г. по делу № 2-1891/13.

ВЫВОДЫ:

Сдаваемый на гарантийный ремонт смартфон имеет ряд дополнительных функций, существенно отличающих его от кнопочного сотового телефона, как то цветной экран, возможность выхода в интернет, наличие функций MMS, GPRS, навигатор. Данные дополнительные функции являются индивидуальными особенностями смартфона.

Таким образом, однозначного ответа на вопрос, что такое основные потребительские свойства смартфона и какой товар должен быть предоставлен на период гарантийного ремонта, нет.

Наиболее верным представляется следующий (средний) вариант:

  • подменный товар не должен быть аналогичным;
  • если на гарантийный ремонт сдается смартфон, то в качестве подменного может быть предоставлен смартфон с более низкими характеристиками.

Поэтому, если в качестве подменного товара представлен обыкновенный кнопочный сотовый телефон, то шанс на взыскание неустойки за непредоставление на период ремонта товара с основными потребительским свойствами есть.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 [0 Голоса (ов)]
БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и даете согласие на обработку персональных данных.

© 2021 Ксения Русинова, защита прав потребителей Карта сайта
Whatsapp
Viber
Телефон
Email
Задать вопрос юристу
Телефон
Viber